Ищете настройщика пианино  своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!

Профессиональное обслуживание 1986-2024

Настроено более 10.000 инструментов 

 Дмитрий Иванов


НАСТРОЙКА 
ПИАНИНО И РОЯЛЕЙ В МОСКВЕ

8-965-434-01-01

Как правильно проверить качество настройки пианино и рояля

Как проверить, хорошо ли настроил фортепиано Ваш настройщик? С точки зрения пианиста, тот музыкальный инструмент настроен хорошо, который позволяет ему максимально реализовать свои представления в отношении интонации извлекаемых звуков. Попробую, без особого углубления в теоретические аспекты настройки помочь владельцу фортепиано понять хорошо ли настроил настройщик ваш драгоценный музыкальный инструмент. 

   Начнем с того; Пианист играет на фортепиано! И радует окружающих виртуозностью  исполнения музыкального произведения.

Пианист Станислав Ананьев Настройщик настраивает фортепиано! И взрывает свой мозг унисонами, интервалами, гармониками, биениями, негармоничностью обертонов, кривыми Рейлсбека и тд.

настройка рояля

     Когда, пианист начинает настраивать, а настройщик начинает гастролировать с выступлениями…тогда, пора закрывать занавес. Такой симбиоз в нашем не безнадежном музыкальном творчестве приводит к фиаско. Кесареву, Кесарево!

    И так, настройщик собрал пианино. Проверил выполненною работу путем проигрывания интервалов, аккордов, заготовленным ранее музыкальным фрагментом. И зовет владельца фортепиано принять работу. И вот тут начинает проявляться «момент истины» Вот основные сюжеты развития приемки выполненной работы;

   Владелец полностью доверяет квалификации и профессионализму настройщика.

Владелец проигрывает музыкальное произведение и восхищается звучанием фортепиано.

Владелец проигрывает музыкальное произведение и проявляет негодование по поводу звучания фортепиано.(аккорд не аккорд, терция не терция)

Владелец проверяет качество настройки путем проигрывания интервалов, как правило аккордами или октавами. И ему что то не нравится, как правило в дисканте, или в басовом регистре.

Владельцу всё нравится за исключением, одной взятой ноты.

«Грамотный» настройщик выслушает все замечания, попытается вникнуть в суть проблемы, и аргументировано объяснит и если потребуется, подкорректирует настройку под слух пианиста.

«Неправильный» настройщик взорвется апломбом и негодованием и в итоге хлопнет дверью и покинет клиента, оставив его с нерешенным вопросом.

Самый "тяжелый" заказчик для меня, это музыкант, который в основном играет на электронном фортепиано, у которого слух адаптировался к "рафинированному" электронному звучанию. Такого пианиста раздражает все в классическом фортепиано! Октава не октава, аккорд не аккорд! И если мои аргументации происходящего диссонанса в голове у музыканта не принимаются... Я ухожу и денег за выполненную работу не беру. 

Ели настройщик, кроме самой настройки не произвел необходимый объём работы с механикой фортепиано, то скорее всего вам не понравится итог работы.

Очень часто пианист не может объяснить сущность раздражающего фактора, вот тут и проявляется весь потенциал профессионализма настройщика, чтобы понять и устранить возникшую проблему в звучании. Почему владельцы фортепиано не могут понятно объяснить настройщику суть проблемы? Скорее всего из за того, что не обладают определенным специфичным минимальным багажом знаний.  

Музыкантам, как правило и не требуются эти знания. У них же имеется под рукой профессионал настройщик, который в совершенстве обладает и теорией и практикой настройки фортепиано.

Ведь настройщик не сможет разобрать по «косточкам» второй концерт для фортепиано Рахманинова С.В. Да и зачем?  Каждый должен заниматься,  тем на что ушли лучшие годы учебы и повышения мастерства, а не совмещать не совмещенное.

Ниже приведенная информация предназначена для общего факультатива. Надеюсь, после прочтения,   настройщик фортепиано не будет отождествляться в умах  некоторых владельцев пианино, как  только специалист с пылесосом.

В первую очередь качество настройки зависит от квалификации настройщика, применяемых технических приемов, умения преодолевать встречающиеся затруднения в особенностях фортепиано.

Так, крайние басовые струны и крайние дискантовые струны (т. е. самые толстые и самые тонкие) настраивать труднее по многим причинам: к краям звукового диапазона снижается чувствительность человеческого уха к колебаниям высоких частот, в басовых струнах слабы основные гармоники и в то же время слышны разные биения между совпадающими гармониками настраиваемых интервалов; в дисканте звучание струн короткое, биения в унисонах и октавах слышны намного хуже, чем они слышны в среднем регистре, частота струны резко зависит от малейших перемещений вирбеля, намного изменяясь при самых незначительных усилиях на настроечном ключе; как правило, часть струн сама по себе имеет биения и их легко спутать с биениями, возникающими при совместном звучании струн унисона или октавы. По отношению к басовому регистру закономерно поставить вопрос: какие же биения слушает настройщик, например, при настройке октавы?

 До сих пор говорилось, что в этом интервале сравниваются вторая гармоника нижнего звука и первая гармоника верхнего звука. Но в басовых звуках фортепиано, например, первые гармоники почти полностью отсутствуют или заглушаются более сильными высокими гармониками. Значит, настройщик по необходимости должен вслушиваться в биения, образующиеся между четвертой гармоникой нижнего звука и второй гармоникой верхнего звука октавы. Так как число слышимых гармоник басовых струн доходит до сорока, возможны биения и между другими совпадающими по частоте парами гармоник, например между 6-й и 3-й; 8-й и 4-й; 10-й и 5-й гармониками нижнего и верхнего звуков соответственно. А так как негармоничность обертонов следует нелинейной зависимости от порядковых номеров этих обертонов, то одновременно исключить биения между всеми парами гармоник невозможно. Допустим, исключим биения между 6-й и 3-й гармониками, но биения между 8-й и 4-й и 10-й — 5-й гармониками останутся. Таким образом, возникает неопределенность выбора пары гармоник, биения в которых требуется устранить. Если добиваться устранения в октаве басового регистра наиболее сильных биений, то тогда пары гармоник с нулевыми биениями каждый раз могут быть разными, поскольку в зависимости от конструкции инструмента и технологии его изготовления номера гармоник с максимальными амплитудами различны: это, очевидно, сказывается на степени расширения октавы при настройке.

По мнению Г. Фукса и К. Феннера , настройщик просто обеспечивает суммарный минимум биений в звучании октавы, и может оказаться, что ни для одной пары не достигается нулевое биение, поскольку в этом случае могут быть сильно заметными биения в других парах.

Самое время отдохнуть и  испить кофейку.

Продолжим экскурс;

В одноголосной музыке у музыканта могут быть одни требования к высоте тонов, которые могут и не совпадать с какой-либо фиксированной заранее шкалой звуковысотных соотношений; в многоголосной музыке исполнитель будет стремиться к чистым интервалам и к возможностям любых модуляций. В совместном звучании ансамбля инструментов появляются другие дополнительные требования к звуковысотным соотношениям музыкальных звуков. Таким образом, очень разнообразные и нередко противоречивые требования к настройке инструментов, которые не позволяют свести настройку к какой-либо простой, однозначно установленной и всегда фиксированной системе частот.

Причины негармоничности обертонов в звуках клавишных инструментов;

 Негармоничность обертонов зарождается в струне из-за ее жесткости. Чем больше жесткость, тем больше отклонение обертонов, растущее пропорционально квадрату номера обертона. Жесткость определяется через диаметр, длину, модуль упругости и натяжение струны. Чем больше диаметр и модуль упругости, тем больше негармоничность. При большей длине и большем натяжении негармоничность уменьшается. При большей жесткости скорость распространения поперечных волн увеличивается с частотой и это вызывает отклонение частот обертонов от гармонического ряда. Следует иметь в виду, что зависимость жесткости от перечисленных факторов имеет сложный вид, а не просто следует закону прямой или обратной пропорциональности. Поэтому теоретически (что подтверждается и измерениями) негармоничность слегка повышается для самых толстых и гладких теноровых струн, натянутых относительно слабее соседних участков; она повышается также, и довольно существенно, к самому верхнему дискантовому регистру, где струны имеют повышенную жесткость. Значение этих особенностей мензуры струн фортепиано — в их влиянии на общий характер поведения настроечной кривой (кривой Рейлсбека). На фактические отклонения частот струн влияют множество других, в том числе случайных, трудноучитываемых факторов.  

От жесткости струны зависит ее способность удлиняться при настройке, что влияет на точность настройки. При большой жесткости струны и при большом модуле упругости материала частота струны значительно изменяется от небольшого поворота вирбеля, что осложняет процесс настройки. Напротив, относительно медленное изменение высоты струны при определенном повороте вирбеля позволяет легко получить требуемую  частоту, то есть чем больше удлинение струны, тем качественнее настройка. Поэтому не следует стремиться к высокому модулю упругости материала струны, так как это увеличивает расстройку обертонов и снижает способность струны к удлинению. (Упругое удлинение струны не следует путать с релаксацией — деформацией – вытягиванием, струны во времени.) Струны всемирно известной немецкой фирмы Röslau при сравнении со струнами отечественного производства оказались как раз менее жесткими, с несколько меньшим пределом прочности на разрыв (эти эксперименты были проведены в НИКТИМПе).

Струны Röslau имеют меньшую негармоничность и их можно точнее и легче настроить. 

Вообще степень интервального расширения зависит от конструкции инструмента. У малых пианино с короткими толстыми басовыми струнами расширение октав басового регистра значительно больше, чем у роялей с длинными и относительно более гибкими басовыми струнами. Негармоничность во многом зависит также от конструкции и технологии изготовления инструмента, от чего, в свою очередь, зависит и точность настройки. Например, при поворачивании вирбеля рывками трудно достичь точности настройки. Кроме того, большой угол излома струны на клангштабике, каподастре, аграфах, штеговых штифтах, особенно при острых отсечках струны на этих опорах, препятствует перемещению струны при настройке, последняя при изменении натяжения сдвигается скачком со своего места. Отклонения частот гармоник вызываются и в том случае, когда угол излома струны на опоре, ограничивающей рабочую часть, напротив, слишком мал, и при больших амплитудах может несколько изменяться длина струны из-за смещения точки отсечки. Не жестко установленный штифт на штеге — тоже одна из причин неудовлетворительной настройки.  

Часто наблюдается и такой дефект клавишного инструмента: трудно точно настроить хор из двух или трех струн в унисон. Это происходит из-за неравномерного распределения массы по длине струны, овальности керна, наличия в одном хоре струн различных диаметров, различия длин рабочих частей струн хора, вызванного погрешностями в расположении штеговых штифтов, различия струн кернов хора, и наконец, в том случае, когда из-за неровной поверхности молотка струны в хоре возбуждаются с разной амплитудой, поскольку частота струны при сильных колебаниях выше частоты той же струны при слабых колебаниях. В этом случае можно достигнуть унисона, сильно ударяя по клавише, но по мере затухания звука в унисоне могут появиться биения. Трудно перечислить все факторы конструктивного и технологического порядка, влияющие на настройку фортепиано.

Растянутая настройка — естественный результат негармоничности обертонов струн фортепиано, и она просто необходима, если желать соответствия настройки тонов инструмента по отношению друг к другу, причем каждая мензура, каждый отдельный инструмент требует своей, только ему присущей степени расширения октав.

 Расширение интервалов определено объективной причиной — негармоничностью струн. Разберем теперь влияние субъективного фактора — индивидуальности настройщика. 

После работы Рейлсбека и его последователей, выявивших роль негармоничности обертонов в расширении настройки октав, казалось, что причина этого явления полностью раскрыта однозначно. Однако примерно в 40—50-е годы прошлого столетия обнаружили расширение октав при настройке таких интервалов, звуки которых не были негармоничными, то есть их обертоны имели отношения частот натурального ряда чисел.

Расширение наблюдалось и при настройке звуков, вообще лишенных обертонов. Одно из элементарных объяснений заключалось в том, что настройщики клавишных инструментов привыкли завышать дискантовые струны для предотвращения их последующей расстройки — большей, нежели у струн остальных регистров. 

Другое, более глубокое объяснение основывается на психофизиологических особенностях восприятия музыки человеком. Настройка музыкальных инструментов должна учитывать тот факт, что мелодические интервалы отличаются в интонационном отношении от одноименных гармонических интервалов. Исследования позволили установить следующее: последовательность музыкальных тонов (мелодическая последовательность) только тогда воспринимается правильно интонированной, когда высокие тона настроены с небольшим завышением, а низкие тона с небольшим занижением. В этом проявляется одна из особенностей слухового восприятия музыкальных звуков. Слуховое требование расширенных интервалов при мелодическом звучании не совпадает с требованием к чистоте звучания гармонических интервалов. Исполнение мелодии и сопровождения в одном регистре при расширенной настройке дает фальшивое звучание, и в аккордах прослушиваются биения. В целом мелодические интервалы тяготеют к расширению, в то время как гармонические интервалы при нефиксированных звукорядах музыкальных инструментов стремятся к чистым. 

В инструментах с фиксированным звукорядом предпочтительней считается нормальная настройка (без искусственного расширения интервалов), которая обеспечивает минимум биений. Хотя здесь также существуют отклонения от общего правила, объясняемые всем тем, что относится к эффектам «живости» и «блеска» в музыкальном исполнении. Некоторые незначительные отклонения от «стандартного» исполнения всегда были присущи творчеству музыкантов, а для слушателей они являются необходимым фактором наслаждения музыкой. Более того, определенная доля «шероховатости» необходима для выразительности музыкального звука.

 Некоторые музыканты иногда сознательно предлагают определенные изменения в настройке для создания специфических эффектов при исполнении отдельных произведений. Суть подобных изменений настройки фортепиано чаще всего заключается в сознательном расширении октав до появления в них незначительной доли биений. И действительно, как показали исследования, верхний звук в слегка расширенной октаве, который при точной настройке маскировался бы более сильным нижним звуком, приобретает «свой голос», становится субъективно несколько ярче и громче. Для оживления звучания практикуется также незначительная расстройка унисонов.

Однако расширение октав с целью получения большего «блеска» — не самая важная причина растянутой настройки. Большую роль здесь играет все же негармоничность обертонов, то есть объективный фактор.  

Темперированные интервалы должны иметь определенные отклонения от чистых, и настройщик старается их правильно установить.  Настройщик не может идеально настроить из-за ограничений по точности слуха, его разрешающей способности. Отклонения в настройке могут быть обусловлены требованиями художественного вкуса музыканта. Например, для многих музыкантов предпочтительной оказывается октава слегка расширенная, особенно в дискантовом регистре.

Для музыкального же уха (и исследования это доказывают), что правильным унисон струн будет только в том случае, когда в нем отсутствуют биения чаще, чем одно биение за 4—5 с.

Точнее унисон настроить можно, и музыкант вряд ли такой забракует, хотя некоторые пианисты могут сказать, что им больше нравится слегка расстроенный унисон. Но никто из них не назовет правильным унисон с одним биением в секунду. Это однозначно. 

 Тонкости настройки унисонов крайних дискантовых струн заключаются в том, что там звучание струн продолжается всего несколько десятых долей секунды.  И по этой причине, а также по некоторым другим (в том числе и связанным с недостатками конструкции фортепиано в верхнем регистре и с понижением чувствительности человеческого уха на высоких частотах) расстройка струн в унисонах здесь значительно больше. Но и здесь существуют пределы, за которые отклонения не могут выходить, если требовать правильности настройки.

Закончив настройку инструмента, необходимо убедиться в ее правильности с помощью специальных приемов контроля. Часть приемов аналогична приемам, используемым при настройке и контроле в области темперирования. Другие приемы связаны с контрольными интервалами, превышающими октаву.

Контрольные приемы можно условно разбить на две группы. Приемы первой группы основаны на последовательном проигрывании интервалов, приемы второй группы — на сопоставлении биений в разных интервалах. Сущность приемов первой группы заключается в сравнении характера биений в одноименных интервалах, проигрываемых последовательно в восходящем или нисходящем порядке: частота биений должна постепенно увеличиваться при равномерном перенесении интервала вверх по звукоряду.

Исключение составляют унисоны и октавы, в последовательностях которых контролируется как раз отсутствие заметных биений. Наиболее эффективно проигрывание последовательностей следующих интервалов: больших терций, больших секст, квинт, кварт, больших децим (также через одну и две октавы), больших терцдецим, малых терций, октав, двойных и тройных октав. Не все из этих интервалов одинаково хорошо прослушиваются на краях музыкального диапазона из-за понижения чувствительности уха к самым низким и самым высоким частотам.  

Интервалы, имеющие в среднем регистре большую частоту биений — большие и малые терции и децимы, большие и малые сексты и терцдецимы, в левой части тенорового регистра и в басовом регистре имеют меньшее число биений — в два раза с каждым октавным понижением. Поэтому именно их целесообразно привлекать как контрольные последовательности при проверке правильности настройки октав левой половины диапазона. В хорошо настроенном инструменте одноименные интервалы, которые проигрываются в хроматической последовательности, на слух должны обладать схожим характером звучания, плавно меняющимся от одного регистра к другому.

Настройку проверяют и аккордами: мажорными и минорными трезвучиями, а также их обращениями. Здесь надо хорошо разбираться в характере звучания каждого вида трезвучия. Этот способ проверки правильности настройки требует определенного опыта. Очень точным и удобным приемом контроля является проверка равенства по числу биений в интервалах большой терции и большой децимы, построенных на одном и том же нижнем звуке, например на ноте фа малой октавы. В этом случае число биений в большой терции фа — ля будет равно числу биений в большой дециме фа — ля1  Эта пара интервалов хороша для контроля, потому что биения в них отчетливо прослушиваются почти во всем звуковом диапазоне.

Пары интервалов: кварта — квинта и малая терция — большая секста, каждая из которых в сумме образует октаву, особенно удобны для настройки и проверки октавы

Действительный строй музыкального инструмента в сильной степени зависит не только от качества настройки, но и от качества изготовления инструмента, от времени, прошедшего после настройки, от температурно-влажностных условий, окружающей среды, наконец, от игровой нагрузки на инструмент, способов игры и звукоизвлечения. Неправильная, неточная настройка снижает звуковые свойства инструмента, не позволяет им полностью проявляться. Каким бы прекрасным не был инструмент, при плохой настройке его высокие звуковые качества не будут раскрыты.

Использованы материалы из книги В. Г. Порвенкова "Акустика и настройка музыкальных инструментов".

С уважением,

Дмитрий Иванов

8(965)434-01-01